Станислав (illusoryshadow) wrote,
Станислав
illusoryshadow

Category:

Отзыв на проект. Часть 2.



\\Исповедь постепенно должна вернуть себе характер второго крещения, как часто любят ее называть. Второе крещение не может совершаться рутинно, еженедельно — это должно быть чем-то исключительным. Во всяком случае, к исповеди следует прибегать по мере необходимости, а не в принудительном порядке и не в качестве формального допуска к причащению. Исповедь также не должна быть беседой на отвлечённые темы, суррогатом психотерапевтического сеанса или же средством дознания.
\\
            Следует особо заметить, что святые отцы, ревновавшие о непрестанном причащении Святых Таин, столь же ясно и несомненно говорили о пользе непрестанной и частой исповеди. Так, прп. Никодим Святогорец составил целую книгу в защиту учения о непрестанной частой исповеди, в которой, в частности, находим такие слова:
<…> постоянно исповедающийся, вспомнив, что через несколько дней должен исповедоваться, даже если и имеет желание совершить грех, встречает препятствие, помышляя о стыде, которому подвергнется, когда будет его исповедовать, и об обличении, которое услышит от духовника. Поэтому и святой Иоанн Лествичник писал: «Ничто не даёт бесам и помыслам такой силы против нас, как то, что мы питаем их неисповеданные в сердце». И еще: «Душа, помышляя об исповеди, как бы уздой удерживается ею, чтобы не согрешать, ибо неисповеданное мы, как во тьме, снова без страха совершаем».
Читаем и у св. Николая Сербского в «Катехизисе», п.3.4 «Святое таинство Покаяния», вопр. 9:
Как часто нужно каяться? Чем чаще, тем лучше. Необходимо исповедаться перед таинством причащения. Наконец, нужно исповедаться во время тяжкой болезни, ибо мы не знаем день своей смерти. Поэтому нужно быть готовыми, совершенно готовыми присоединиться к небесной семье Божьей как раскаявшееся, свободное от греха, благословенное чадо Божие.
Свт. Игнатий Брянчанинов пишет так (Аскетические опыты, том I, «О покаянии»):
Постоянное покаяние состоит в постоянном сокрушении духа, в борении с помыслами и ощущениями, которыми обнаруживает себя сокровенная в сердце греховная страсть, в обуздании телесных чувств и чрева, в смиренной молитве, в частой исповеди
У прп. Никона Оптинского читаем (письмо №4(20)):
На вопрос о говении Батюшка сказал, что он не вменяет в обязанность говеть каждый праздник, но советовал лишь, ибо от сравнительно частого приобщения Св. Христовых Таин душа более умиротворяется и становится легче на душе. Посему ты не погрешила против Старца, не приступая к Св. Таинам, но поступила неразумно. Я же тебе еще раз скажу, что причащаться можно и чаще, и реже, но исповедываться надо чаще, дабы совесть всегда была чистая, незапятнанная. Как тело мы стараемся мыть всегда, когда его как-либо запачкаем, так и душу необходимо всегда держать чистою, чтобы совесть ни в чем не упрекала.
            В частности, известно по воспоминаниям мц. Анны Зерцаловой чрезвычайно благотворное действие частой исповеди и регулярного Причастия, принятых на приходе прот. Валентина Амфитеатрова.
Древность частой исповеди подтверждается находящимися в номоканоне Иоанна Постника «канонами о ежедневных грехах св. Василия», а также надписанном именем прп. Феодора Студита сборнике «ежедневные епитимии для монахов», содержащем, впрочем, епитимии и для мирян. Св. Симеон Новый Богослов также пишет: прежде всего будем избегать греха; если же будем ранены его стрелой, то не станем медлить, наслаждаясь ядом его, словно медом, или, подобно раненной медведице, зализывая рану, делать ее еще большей, но тотчас побежим к духовному врачу и изблюем посредством исповеди яд греха и, выплюнув греховную отраву, получим от него с готовностью в качестве противоядия даваемые им покаянные епитимии.
            Отчасти апостольское обоснование частой исповеди можно усмотреть в Деян. 19:18: Мнози же от веровавших прихождаху, исповедающе и сказующе дела своя, где употребление слова прихождаху, а не «приидоша», причем с уточнением исповедающе и сказующе (славянский текст буквально соответствует греческому ἤρχον­το ἐξομολογούμενοι καὶ ἀναγγέλλον­τες) указывает на регулярность и постоянство исповедания грехов.
            Хотя у церковных писателей раннего времени, например, Тертуллиана, мы находим слова против возможности частой исповеди, однако, во-первых, и Тертуллиан призывал людей не медлить с исповеданием грехов. Во-вторых же, мнение его о полной бесполезности исповеди без совершенного оставления грехов отвергается учением блаженного Симеона Солунского, который пишет (блж. Симеон Солунский,Ответы на вопросы архиерея, вопр. 25): согрешающий и не оставляющий грешить хорошо сделает, если будет каяться пред Богом и исповедоваться отцу духовному: потому что это – начало покаяния, так как такой человек принимает слова наставления и молитвы покаяния. Кроме того, практика частой исповеди косвенно упоминается в «Апостольских постановлениях» (кн. 2, гл. 16), где говорится об исповедании человеком грехов перед епископом с диаконами, после чего епископ назначает ему наказание за прегрешения – пост на несколько недель, в зависимости от рода греха. Очевидно, такая практика подразумевала все же достаточно регулярную исповедь, иначе речь бы шла о существенно больших епитимиях, которые следовало бы наложить за годы греха.


\\Нормой следует считать присутствие взрослого христианина на вечерней службе (если, разумеется, таковая совершалась в данном приходе) и келейную молитву, включающую в себя последование к причащению (канон и молитвы). Однако обстоятельства жизни людей бывают самыми различными, и само по себе отсутствие человека на вечерней службе или же невычитанное правило не могут быть основанием для недопуска к причастию — т. е. для недопуска к участию в Евхаристии.
3. Литургия — важнейшая христианская служба. Необходимо сделать всё возможное для того, чтобы и священники (как бы парадоксально это ни звучало), и миряне участвовали в литургии наиболее полно, наиболее осознанно. Средствами для такого полноценного участия должны стать:
а) катехизация — разъяснение основ христианского вероучения, в частности, учения о Евхаристии, разъяснение ненормальности присутствия на литургии без причащения Тела и Крови Христовых;
б) чтение (или, по крайней мере, дублирование) Апостола и Евангелия на русском языке;
б) гласное чтение молитв анафоры;
в) служение литургии при открытых царских вратах;
г) упразднение исповеди во время литургии (см. тж. ниже).
\\
            Говоря о молитвенной подготовке к причастию, следует особо рассмотреть с одной стороны, литургические молитвы и молитвы суточного круга, с другой – Последование к Причащению и благодарственные молитвы по Причащении.
            Прежде всего, не вызывает сомнений, что во времена апостолов они по примеру Самого Господа продолжали вечерю бдением, молитвами и учением, как об этом говорит свт. Иоанн Златоуст (Беседа на Первое Послание Коринфянам, 27,5):
Вспомни, что делали апостолы, причастившись священной вечери; не к молитвам ли и песнопениям обратились они, не к священному ли бдению, не к учению ли продолжительном и исполненному великого любомудрия? Подлинно великие и дивные тайны преподал и объяснил им тогда, когда Иуда пошел звать будущих Его распинателей. Разве не слышал ты также, что и три тысячи верующих, сподобившиеся причащения, пребывали постоянно в молитвах и учении, а не в пьянстве и бесчинии?
            Таким образом, христиане апостольских времен считали необходимым присутствовать и на других богослужениях, помимо литургии, в дни, когда они приступали к причастию. В «Апостольском предании» даже чин приятия просфор (евлогии) помещен в непосредственном соединении с вечерней; несомненно, что к Евхаристии предполагалось не менее благоговейное отношение. В русской практике уже в «Вопрошании Кирика» нашел отражение этот обычай (Древнеславянская кормчая, вопр. 20 по изд. Бенешевича), так как ответ разрешает причащаться без посещения вечерней службы и часов детям; следовательно, для взрослых это предполагалось обязательным.
Несомненно, Церковь всегда призывала верных к осознанному участию в богослужении, и углубление понимания церковных молитв тоже может рассматриваться как часть подготовки к Евхаристии. Представляется само собой разумеющимся, что приступающий к причастию должен понимать смысл молитв литургии; для этого хорошим средством является изучение святоотеческих их толкований. Кроме того, представляется важным, чтобы верные знали соборные решения (в том числе и Поместных соборов), относящиеся к таинству Евхаристии и разъясняющие, как надлежит веровать об этом таинстве. Кстати, тут можно упомянуть о внимании Стоглавого собора к тому, чтобы люди, принося просфоры в церковь, получали их не иначе, как с молитвой Иисусовой:  "Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас". Собор этим оказал внимание связанной с литургией покаянной практике.
            Мысль о важности исповедания грехов перед Причастием выражена и в принятых изъяснениях литургического богослужения. Так, третий антифон напоминает о необходимости приступать к Евахристии с покаянием словами: Предварим лице Его во исповедании, которые означают, по толкованию еп. Николая Андидского, что мы должны воздавать поклонение прося прощения, в чем согрешили; предварим и сретим лице Его здесь в исповедании и сокрушении сердечном (Николай и Феодор Андидские. Протеория [Краткое рассуждение о тайнах...], 14).
            Кроме того, и священнический возглас: «Святая святым» имеет схожий смысл согласно толкованию св. Иоанна Златоуста (Беседа на Послание к Евреям 17, 5):
Когда он говорит: святая святым, то говорит: кто не свят, тот не при­ступай. Не просто говорит: чистый от грехов, но: святой; а святым делает не одно только отпущение грехов (αμαρτημάτων απαλλαγη ποιεί μόνον, ср. толк. св. Иоанна Златоуста на Ис.1:19), но и на­итие Духа и обилие дел благих. Не того только хочу, говорит, чтобы вы омылись от нечистоты, но чтобы были белыми и пре­красными.
            Подобные покаянные настроения прослеживаются и в Последовании ко Святому Причащению; по видимости, первое упоминание о покаянии и соединенном с ним молитвенном евхаристическом правиле находится у Феодора Мопсуестийского, но схожие выражения встречаются и у свт. Иоанна Златоуста (см. свящ. Михаил Желтов, «Происхождение Последования ко Святому Причастию»); о фиксированном молитвенном правиле Последования говорится уже в уставах VII века (там же). Если собственно Последование не может быть возведено к апостольским временам, то все же не следует считать, что келейное чтение молитв, связанных с Причастием, является результатом какой-то «деградации» и «индивидуализма». Это очевидно по меньшей мере из учения Евангелия (гл. 6 от Матфея) о том, что надлежит молиться затворив двери твоя, причем сама молитва Господня содержит евхаристическое прошение хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сщмч. Киприан Карфагенский говорит об этом прошении так (Книга о молитве Господней):
Просим же мы ежедневно, да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе и ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи по какому-либо тяжкому греху отлучены от приобщения и лишены небесного хлеба, не отделились от Тела Христова, как Господь говорит в наставление наше: «Аз есмь хлеб животный, иже сшедый с небесе; аще кто снесть от хлеба сего, жив будет во веки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ин.6:51). Когда Он говорит, что ядущий от хлеба Его же будет во веки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его Телу и по праву приобщения принимают Евхаристию. Итак, должно бояться и молиться, да не отделится кто-либо от Тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: «аще не снесте плоти Сына человеческого, не пиете крове Его, живота не имате в себе» (Ин.6:53). Потому-то мы и просим ежедневно, да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и от Тела Его.
            В качестве греха, воспрепятствующего человеку быть со Христом, священномученик ниже приводит пример тех, кто находится во вражде и несогласии с братьями.
Таким образом, и сама молитва Господня содержит прошение о том, чтобы человек мог приступать к Евхаристии, не будучи отягощен грехами и не подвергшись (очевидно, священническому) запрещению. В общем, в том же настроении выдержано и Последование.
            Следует заметить, что и три обычно читаемых перед Причастием канона также ясно выражают мысль о покаянии и исповедании грехов; эти или подобные каноны часто находятся в списке обычных канонов дней седмицы. Поскольку сейчас, в отличие от более раннего времени, не принято совершение суточного круга богослужения ежедневно (об этом см. свящ. Михаил Желтов, предисловие  к «Богородичнику»), то и каноны дней седмицы не читаются ежедневно. Это отчасти наводит на мысль удержать хотя бы три привычных канона перед Причастием для тех, кто не читает каноны ежедневно.
            Можно заключить, что, во-первых, молитвы литургии, Последования ко Причастию и канонов выражают, помимо всего прочего, и покаянное настроение и содержат призыв исповедовать грехи. Во-вторых, посещение суточного круга богослужений для желающих приобщиться Тела и Крови Христовых – апостольское предание. В-третьих, Последование (а отчасти и каноны, которые принято читать перед Причастием) является естественным развитием молитвенной практики самых ранних времен христианства.


\\Перед причастием соблюдается евхаристический пост — воздержание от еды и питья (традиционно — с полуночи). При условии соблюдения христианином еженедельных постных дней (среды и пятницы) и Великого поста (а также, по возможности, иных многодневных постов) никто не вправе требовать от мирянина (как этого никто не требует от священнослужителей) каких-либо дополнительных постов. Разумеется, при наличии острых или хронических заболеваний (для женщин — также в период беременности и кормления) евхаристический пост может быть сокращен, облегчён или отменен.
\\
Пост перед приобщением Святых Таин выступает как подготовка и к Евхаристии, и к исповеди, которая предшествует причащению. О необходимости поста перед жертвоприношением и отпущением грехов говорит еще закон Моисея: И будет сие вам законное вечное: в месяц седмый, в десятый день месяца, покорите душы вашя, и всякаго дела да не сотворите, ни туземец, ни пришлец прилежай в вас: в той бо день помолится о вас, еже очистити вас от всех грехов ваших пред Господем, и чисти будете (Лев.16:29-30); по толкованию блж. Феодорита (На Левит, вопр. 22) под «покорением душ» надлежит понимать пост.
            И в Церкви Христовой преемственно сохранился обычай поста перед исповеданием грехов, как ясно из свидетельства сщмч. Киприана Карфагенского: Пусть каждый исповедует свой грех, пока согрешивший находится еще в этом мире, пока исповедь его может быть принята, пока удовлетворение и отпущение, при посредстве священников, угодно Господу. <…> Обратимся ко Господу всем сердцем, умилостивим Его гнев и негодование, как Сам Он внушает, постом, плачем и рыданием (Книга о падших). Схожее свидетельство также находится у Тертуллиана в 9 гл. книги «О покаянии»; если богословская составляющая этого сочинения не может быть приемлема, то все же это важный исторический памятник. Кроме того, в «Пастыре Ерма» находится косвенное свидетельство о том, что и в ранние новозаветные времена считалась приемлемой только та жертва, которая принесена в сочетании с постом (Пастырь Ерма, кн. 3, подобие 5):
Этот пост <…> при исполнении заповедей Господа очень хорош, и соблюдай его таким образом: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце свое от всех сует века сего. Если соблюдать это, пост у тебя будет праведный. Поступай же так: исполнив вышесказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; а то из пищи, что ты в этот день сбережешь таким образом, отложи и отдай вдове, сироте или бедному; таким образом ты смиришь свою душу; а получивший от тебя насытит свою душу и будет за тебя молиться Господу. Если будешь совершать пост так, как я повелел тебе, то жертва твоя будет приятна Господу.
Памятник не говорит о евхаристической жертве, скорее, имея в виду жертвенную жизнь, тем не менее, отсюда можно подчеркнуть общую мысль о том, что и первохристиане видели глубокую связь жертвы и поста.
Существо поста описано в Ис.58:6-9, словах Писания, читаемых при начале Великого поста:
Не таковаго бо поста Аз избрах, глаголет Господь: но разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний, отпусти сокрушенныя во свободу и всякое писание неправедное раздери: раздробляй алчущым хлеб твой и нищыя безкровныя введи в дом твой: аще видиши нага, одей, и от свойственных племене твоего не презри. Тогда разверзется рано свет твой, и изцеления твоя скоро возсияют, и предидет пред тобою правда твоя, и слава Божия оымет тя. Тогда воззовеши, и Бог услышит тя, и еще глаголющу ти, речет: се, приидох.
Кроме такого рода добрых дел, пост подразумевает телесное воздержание, о котором говорит апостол Павел (1Кор.7:4-5): Жена своим телом не владеет, но муж: такожде и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себе друг друга, точию по согласию до времене, да пребываете в посте и молитве. Евхаристический пост в этом отношении на Руси первоначально был установлен на следующие сроки: а к Причастию за неделю соблюдися жены, а потом три дни (Правило белцем, Древнеславянская Кормчая). В то же время «Вопрошание Кирика» устанавливает гораздо более мягкие правила, а в последующее время «Учительное известие» устанавливает пост в день, три или неделю в зависимости от частоты причастия, не выделяя особо телесное воздержание.
Между прочим, если в современной Греции и не всегда есть связь между исповедью и Причастием, то все же считается нормальным телесное воздержание за три дня до приобщения и три дня после (ср. 1 Цар. 21:4), как свидетельствует Паисий Святогорец в письме Дионисию о супружеских отношениях:
Иные воздерживаются в периоды постов и затем имеют отношения. Иные не могут достичь и этого. Иные — один раз в середине недели, дабы было три дня до прича­стия и три дня по причастии. Иные претыкаются и здесь, посему и Христос по воскресении, явив­шись святым апостолам, первым делом сказал: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).
Наконец, пост, как ясно уже из слов «Пастыря Ерма» и Тертуллиана, включал воздержание от пищи; оба ранних источника говорят о посте на хлебе и воде. Свт. Иоанн Златоуст призывает ограничиваться в пище перед Евхаристией и не излишествовать в ней после (Беседа на Первое Послание Коринфянам, 27,5):
А ты, если прежде причащения постишься, чтобы сколько-нибудь оказаться достойным причащения, то после причащения, когда надлежало бы усилить воздержание, погубляешь все. Но не одно и то же поститься прежде или после: должно быть воздержным и в то и в другое время, но особенно после принятия Жениха; прежде для того, чтобы сделаться достойным принятия, а после для того, чтобы не оказаться недостойным полученных даров. Неужели же, скажешь, должно поститься после причащения? Я не говорю этого я не принуждаю; хорошо разумеется, делать и так, однакож и не насилую, а лишь увещеваю не предаваться безмерному пресыщению.
            Как уже было сказано, «Учительное известие» устанавливает пост в день, три или неделю, вероятно, подразумевая зависимость от пастырских нужд и частоты Причащения.

Краткое заключение.
         Когда требуется подтверждать практику литургической подготовки во все больших и больших деталях, легкости обоснования ждать не приходится. Когда говорят, что для желающего причаститься хорошо бы быть на утрени, но на шестопсалмии – не обязательно, а иначе покажите это в практике первых веков, что можно ответить? Надо прежде понять, что соответствовало шестопсалмию в те времена, когда и сама утреня не сложилась в привычном виде.
            В сущности, такого же рода возражения можно выдвинуть против упомянутого в «Дидахе» исповедания грехов перед исповедью, о посте перед покаянием, известном еще Тертуллиану и проч. Да, видны внешние отличия; да, невозможно с бумагами в руках доказать, что в те времена внутреннее существо таинств было таким же, как сейчас. Но прослеживается достаточная общность идей, чтобы, видя в дальнейшем ясное мнение Отцов Церкви по вопросу подготовки к Евхаристии, заключить, что принципиальных изменений здесь не произошло и со времен апостольских.
            Видно, что и колливады, и такие проникнувшие в дух святоотеческой письменности русские авторы, как св. Игнатий Ставропольский, никоим образом не собирались нарушать обычный распорядок подготовки к Евхаристии и умалять благоговейное к ней отношение.
            История подготовки к приобщению Святых Таин не выглядит шатанием из крайности в крайность, но всюду представляет разумное, взвешенное и одинаковое во все обозримые времена мнение святых. Менялось представление об «обычной» частоте Причастия, впрочем, никогда не высказываемое однозначно и догматически, менялись отчасти уставы богослужений. Но учение о примирении со всеми, милосердии, добрых делах и молитве, исповедании грехов и посте, предваряющих Причастие – это учение выглядит совершенно общим представлением отцов во все времена.
Ибо не даром поет Церковь в Великую Субботу: да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным, предходят же Сему лицы ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими, и шестокрилатии серафими, лица закрывающе, и вопиюще песнь, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments